суббота, 27 марта 2010 г.

В.В. Тихонов "Археография в научном наследии А.И. Яковлева"

   Алексей Иванович Яковлев (1878-1951), доктор исторических наук, профессор Московского университета, член-корреспондент АН СССР,  один из последних учеников В.О. Ключевского, приобрел известность благодаря своим капитальным монографиям, посвященным истории России XVII в. 

   Одним из важнейших направлений его исследовательской деятельности была археография.  Данный аспект трудов ученого отразился в статьях С.М. Душнова и Г.А. Александрова. Тем не менее, приходится констатировать, что, несмотря на отдельные работы, изучение археографических аспектов научной биографии историка отличается фактографическим подходом, его наследие не вписано в контекст развития археографии как специальной исторической дисциплины.

вторник, 23 марта 2010 г.

М.А. Гиршевич "Чёрные копатели" как явление субкультуры, разрушающее культурные основы общества."

     Понятия "чёрный копатель", "чёрный археолог", "черный поисковик" на постсоветском пространстве появилось совсем недавно, но уже успели оставить крупный след в культурном мировоззрении современного общества, создав особую форму организации людей. Сформировавшись как общность людей, способных втягивать в свой оборот всё больше новых почитателей, она превращается в субкультуру которая грозит превратить наше общество из цивилизованного в варварское.

   Кладоискательство.

   Вместе с уходом с политической арены Советского Союза, кануло в лету и идейно патриотическое воспитание современного общества. Новое государство, спеша вступить в капиталистическое общество,  позабыло о своем прошлом, постаравшись избавиться от него,  не смогло найти новых культурных идеалов, разрушив старые. Но как говорится, свято место пусто не бывает, и в общество приходят новые мировоззрения.
   Кладоискательство много веков и тысячелетий занимает умы части людского общества. Желание разбогатеть в одночасье, не прикладывая к этому огромных усилий,- вот квинтэссенция деятельности кладоискателей, "черных копателей", "чёрных археологов" и "чёрных поисковиков".
   В царской России и Советском Союзе государством была отлажена система контроля над организацией раскопок памятников культурного достояния нашей истории. Разумеется, и в те времена были нелегальные раскопки, но масштабы их деятельности были скромными. Люди, занимающиеся столь опасной работой, были  разобщенными одиночками, способными в любой момент попасть под меч государственного правосудия.
   С начала 90-х годов прошлого века государство бросило на произвол судьбы охрану памятников культурного наследия, людей, занимающихся данной проблемой. В результате новых экономических условий существования, часть общества, связанного с культурным достоянием нашего государства, было "вынужденно" связать свою экономическую состоятельность с нецивилизованным способом существования. Становление антикварного рынка, и рынка оружейного, способствовало в свою очередь формированию сообщества, способного удовлетворить данные запросы. Спрос рождает предложение.

   Расцвет "чёрных копателей" и способствующие этому факторы.

   Появление металлодетекторов в свободной продаже становится отправной точкой создания субкультуры "чёрных копателей". Теперь любой человек, способный накопить небольшую сумму на покупку металлодетектора, может заняться поиском клада и других материальных ценностей, найдя для себя обоснование своей деятельности. "Так как у государства не хватает средств на легальную археологию, "чёрная" стала чуть ли не единственным хранителем исторической памяти и спасителем культурного наследия только частные коллекции на данный момент гарантируют сохранность пресловутого культурного богатства." , сравнивая поиск раритетов с поиском грибов или с рыбной ловлей.
   Торговля оружием, военными наградами, археологическими артефактами начинает приносить прибыль. Частные коллекционеры, перекупщики, организованные преступные группировки начинают формировать новую идеологию обогащения.
   «Cубкультура – совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества»,- так определяет это понятие словарь "Глоссарий.ru.".
   Быстрому росту этой субкультуры способствует ещё один фактор. И это самый опасный фактор, расширяющий ряды поклонников, втягивающий всё новых и новых последователей – это средства массовой информации. На телевидении журналисты, такие как Елена Масюк (НТВ), рассказывают о способах обогащения “чёрными копателями”. Писатели, такие как Инга Дубынина (автор книги “Месть богов”), издатели газет и журналов, вроде журнала “Древности и старина”, ред. Станюкович А.К., культивируют эту субкультуру, подпитывая её новыми сенсационными фактами, подогревая нездоровый ажиотаж к кладоискательству. Ну, а интернет  связывает воедино всех "любителей старины". На интернет сайтах, в блогах и чатах формируется  общность людей, превращая их в единомышленников, расширяя возможности для кооперации и сбыта добычи грабительского промысла. Индустрия нелегальных раскопок развивается у нас в стране как часть мировой сети криминального антикварного бизнеса.

   Отличие археологии как науки от "чёрной археологии".

   Археология как наука, способствует изучению истории человеческого общества во всей его совокупности, стараясь реконструировать процесс исторического развития.  Сохраняя и приумножая культурное наследие, археология стоит на переднем крае воспитания общества на примере далекого прошлого. Пополнение музейных коллекций и экспозиций, открытых для всеобщего доступа, написание публикаций и книг на основе проведенных археологических раскопок, способствует формированию культурного мировосприятия современного этноса. Наиболее важным в археологическом памятнике является определение хронологической датировки. По крупицам воссоздавая бытовое жизнеописание предыдущих поколений, археология старается ответить на вопросы, связанные с датировкой тех или иных событий. Каждый предмет вынутый из земли, вне контекста целостности археологического памятника, теряет информацию, которую он нёс в себе. И эту информацию невозможно восстановить. По находкам монет археологи датируют культурные отложения и постройки в раскопах, по находкам украшений - определяют племенную принадлежность обитателей городищ и селищ, по находкам привозных вещей - определяют направления торговых путей.
    Раскопки, производимые чёрными копателями, разрушают саму возможность получения новых исторических знаний. А раскопать курган можно только один раз, и проделать это может только один любознательный, навсегда лишив всех остальных возможности самостоятельно прикоснутся к истории.
    По приблизительным  данным за последние 10-15 лет более 60% археологических памятников были подвержены нашествию "чёрных копателей". На многих археологических памятниках грабительские раскопки ведутся с применением строительной техники, бульдозерами сносятся курганы, снимается дерновый слой на городищах и селищах. В пылу азарта "чёрные копатели" уже не могут остановиться, разрушая до основания небольшие городища, оставляя после себя "белые пятна" на исторической карте нашей страны.

   Военные "Поисковые клубы" как часть "чёрной археологии".

   Ещё на одном направлении обогащения "чёрных копателей" - военной археологии, хотелось бы, остановится поподробнее.
   "Поисковые клубы", созданные при поддержке государственных структур, занимающиеся поиском и перезахаранением воинов погибших во время Второй мировой войны, явились в своём роде зачинателями негативных тенденций.
   Во-первых, такие методы поиска являются уничтожением исторических фактов, необходимо проводить на месте боёв археологические раскопки, а не извлекать останки погибших. Археологические работы по тщательности не уступают работе криминалиста, а, следовательно, могут приоткрывать новые исторические факты даже об отдельно взятом бое. Ненаучный подход способствует разрастанию "белых пятен" в нашей истории.
   Во-вторых, постоянная встреча поисковиков с вооружением, провоцирует их на отход в криминальную среду, найденные военные награды - путь на атикварно-криминальный  рынок. Большие деньги на данном рынке развращают начинающих и втягивают их в оборот этой субкультуры, которая способствует уничтожению в человеке таких понятий как совесть, честь, уважение к исторической памяти. Останки воинов уже не интересуют "чёрных поисковиков", награды, оружие и боеприпасы становятся для них главной целью поиска. Не удивительно, что в некоторых местах боёв можно повстречать костяки солдат, выброшенные или сваленные в кучу, как хлам на помойку. И этим занимаются люди, чьи деды или даже отцы, воевали в этой войне, а может быть, даже и погибли ради жизни этих "чёрных копателей".

   Заключение.

   В нашей стране в 2002 году был принят "Закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", но, к сожалению, он не смог выправить ситуацию. 8 апреля 2002г. состоялось совместное открытое заседание редакционной коллегии и редакционного совета журнала "Российская археология", в ходе которого была проведена дискуссия "Незаконные раскопки и археологическое наследие России". В мае 2003 г. в Берлине прошла международная конференция по проблемам нелегальной археологии. Однако голос профессионалов остаётся почти не слышным.
   Для исправления данной ситуации необходимо навести порядок в законодательной и нормативной базе. Необходимо при помощи Прокуратуры и МВД отрегулировать вопрос с продажей и использованием металлодетекторов. Исключительное значение приобретает вопрос о правовом регулировании  оборота движимых культурных ценностей на территории нашей страны и сопредельных стран.
   Средства массовой информации необходимо переориентировать от пропаганды "чёрной археологии", к просветительским  целям воспитания населения.
И если в течение 5 лет правительство РФ не сможет переломить ситуацию, Европейская Россия лишится основной части своего археологического достояния.

пятница, 19 марта 2010 г.

В.В.Тихонов "Ю.В. Готье как историк-архивист"

Академик Юрий Владимирович Готье (1873–1943) прежде всего известен как крупный специалист по истории России XVII–XVIII вв. и археологии Восточной Европы. С 1898 по 1930 г. он работал в Румянцевском музее (ныне – РГБ), где был его главным библиотекарем, а затем и заместителем директора, преподавал в различных высших учебных заведениях (с 1907 по 1917 г. в Константиновском межевом институте, с 1928 по 1930 г. – в Институте народов Востока, с 1933 г. – в Московском историко-архивном институте, и др.). В его научном наследии отразились не только тенденции развития отечественной исторической науки, но и устойчивый интерес к проблемам архивоведения. В годы социально-политических катаклизмов в России начала XX в. он оказался среди тех ученых, для которых именно спасение архивов стало первоочередной задачей, волновавшей тогда многих профессиональных историков.



вторник, 16 марта 2010 г.

18 Марта — знаменательный день в истории освоения космоса

В 1965 году Алексей Архипович Леонов впервые вышел в открытый космос.

Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Тисульского района, ныне Кемеровской области, был девятым ребёнком в семье. В 1938 году он вместе с матерью переехал в Кемерово. В 1943 году пошел в начальную школу № 19. В 1948 году семья переехала по месту работы отца в город Калининград (Кенигсберг), где его родственники проживают и ныне. Окончил среднюю школу № 21[1] Калининграда в 1953 году. В 1955 году окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков в Кременчуге, куда поступил по комсомольскому набору. В 1957 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков (ВАУЛ). В 1960 году был зачислен в первый отряд советских космонавтов. Так был виден на экране телевизора выход А. А. Леонова из корабля в космос. Справа видна открытая крышка люка.
     18—19 марта 1965 года совместно с Павлом Беляевым совершил полёт в космос в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2». В ходе этого полёта Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд. Во время выхода проявил исключительное мужество, особенно в нештатной ситуации, когда разбухший космический скафандр препятствовал возвращению космонавта в космический корабль. Войти в шлюз Леонову удалось только стравив из скафандра излишнее давление. Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. П. И. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в нерасчётном районе в 180 км севернее города Перми. В сообщении ТАСС это называлось посадкой в «запасном районе», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой. Две ночи космонавтам пришлось провести одним в диком лесу при сильном морозе. Только на третий день к ним пробились по глубокому снегу спасатели на лыжах, которые вынуждены были рубить лес в районе посадки «Восхода», чтобы расчистить площадку для приземления вертолёта. Продолжительность полёта — 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд.

понедельник, 8 марта 2010 г.

Л. Г. Балаховская "Международный женский день 8 марта"

     Международный женский день 8 марта,  день международной солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Решение о ежегодном праздновании М. ж. д. было принято на 2-й Международной конференции социалисток в Копенгагене в 1910 по предложению К. Цеткин. Впервые проводился в 1911 в Германии, Австрии, Швейцарии и Дании; в России — в 1913 в Петербурге.
     До 1914 отмечался в разных странах в различные числа марта. Традиция празднования М. ж. д. 8 марта стала укрепляться повсеместно после того, как в 1914 женщины Австрии, Венгрии, Германии, Нидерландов, России, США, Швейцарии и других стран отметили его именно в этот день. 23 февраля (8 марта) 1917 трудящиеся Петрограда по призыву Петербургского комитета большевиков отметили М. ж. д. политическими митингами и демонстрациями, которые стали вехой в развитии массового движения, важным событием Февральской буржуазно-демократической революции 1917.
     В СССР и других социалистических государствах М. ж. д. проводится под знаком мобилизации женщин, освобожденных от социального гнёта и получивших равные права с мужчинами на активную деятельность во всех областях хозяйственной, общественно-политической и культурной жизни. Женщины социалистических стран подводят в этот день итоги своего участия в коммунистическом и социалистическом строительстве. В не социалистических странах М. ж. д. отмечается как день борьбы за права женщин и социальный прогресс, под лозунгами, вытекающими из конкретных условий и обстановки. Во всех странах женщины проводят день 8 марта как день солидарности в борьбе за мир.
     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 М. ж. д. 8 марта объявлен в СССР нерабочим днём "в ознаменование выдающихся заслуг советских женщин в коммунистическом строительстве, в защите Родины в годы Великой Отечественной войны, их героизма и самоотверженности на фронте и в тылу, а также отмечая большой вклад женщин в укрепление дружбы между народами и борьбу за мир".


вторник, 2 марта 2010 г.

200-лет со дня рождения Шопена


2010 год в Польши объявлен Годом Фредерика Шопена. В этом году произведения музыканта были одними из главных тем традиционного Венского бала.
    Музей Фредерика Шопена в понедельник снова открылся в Варшаве после ремонта и реконструкции к 200 годовщине со дня рождения выдающегося польского музыканта. Музей Шопена теперь имеет в своем распоряжении значительно большую площадь.
    Здесь будут размещаться разные шопеновские организации, центр информации для туристов, фонотека, библиотека и кофейня.
    На площади в 4,6 тысяч квадратных метров размещенная экспозиция, посвященная жизни и творчеству гениального музыканта. Всего в музее Шопена в Варшаве представлено около пяти тысяч экспонатов, среди которых личная переписка, разные документы, ноты, фотографии, личные вещи.
    Президент Польши сказал, что "именно в музыке Польша и поляки достигли наибольших успехов. Фредерик Шопен - пример тому". 
   
   Фредерик Шопен - польский композитор и пианист. Родился 1 марта 1810 года недалеко от Варшавы, столицы Польши, местечке Желязова Воля. Мать Шопена была полька, отец - француз. Семья Шопена жила в имении графа Скарбека, где отец служил домашним учителем.. С 7 лет начал сочинять музыку, с 8-ми выступать в концертах. В 1829 г. Шопен уехал в заграничную концертную поездку. Трагические события польского революционного восстания 1830 г., жестоко подавленного русским самодержавием, навсегда лишили его возможности вернуться на родину. Большую часть жизни Шопен провел в Париже Однако вдали от Польши композитор сохранял глубокую духовную связь с ней. Песенная и танцевальная народная музыка служила неисчерпаемым источником, питавшим его творчество. Первоклассный пианист, Шопен почти исключительно писал фортепианную музыку. Его гениальное наследие включает 2 фортепианных концерта, 3 сонаты, 4 баллады, 4 скерцо, 25 прелюдий, 27 этюдов, 16 полонезов, 19 вальсов, 4 экспромта, 21 ноктюрн, около 60 мазурок, а также Баркаролу, Колыбельную, Фантазию, Болеро и ряд других пьес. Не прибегая к цитированию народных напевов, он создал подлинно национальные произведения, насыщенные жизненными, правдивыми, глубоко содержательными образами. Шопен придал новое значение танцевальным формам, поднял на небывалую высоту жанр фортепианной миниатюры, расширил средства музыкальной выразительности. Романтический порыв и бурный драматизм соединялись в музыке Шопена с потрясающей по силе и страстности выражения одухотворенной лирикой, пронизанной глубокой человечностью и искренностью. “В творчестве Шопена, - писал академик Б. В. Асафьев, -вся Польша: ее народная драма, ее быт, чувствования, культ красоты в человеке и человечность, рыцарственный, гордый характер страны, ее думы и песни”.