пятница, 23 марта 2012 г.

Марина Донская "Рюрик"

 
      Я хочу рассказать о интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского и основоположником первой царской династии в России.
     Согласно древнерусскому летописному своду XII века “Повесть временных лет” в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как чудь и  ильменьские словене был призван княжить в Новгород. Это событие  получило условное название “Призвание варяг”. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом.
     “…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря (на рубеже VII - VIII веков жившие в наших местах) , в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.”
      Вокруг родоначальника первой княжеской династии Руси существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал.

     Версия №1 Норманнская версия Эйрик из Швеции

     Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, варягами-викингами, из Скандинавии.

     Версия №2 Западнославянская версия

    Альтернативой норманской версии является версия о происхождении Рюрика из среды поморских западных славян. “Повесть временных лет” прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.
    Один из народов балтийских славян – это руяне, жившие на острове Руян (теперь он называется Рюген). И есть факты, указывающие на то, что Рюрик мог быть родом с этого острова и из этого народа.
В целом доводы в пользу того, что Рюрик мог быть выходцем из руян, можно разделить на два основных типа типа:
1 – это доказательства контактов восточных славян и руян; доказательства того, что руяне бывали на Руси и оставили здесь следы своего пребывания.
2 – доводы, связанные с тем, что Рюрик пришел в Ладогу с кем-то, кого называли «варяги-русь», а руяне как раз вполне подходят под описание тех, кого называли так. (В то время как ободритская версия никак не объясняет происхождения слова  «Русь» и почему страна восточных славян стала так называться.)
       А следы пребывания руян на Руси действительно очень даже есть.

      Версия №3 Рорик из Дании

      По одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака.
     Он в 845 совершал набеги на побережье Фризии. В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I (король Запада (814-817 король Баварии, 818-843 король Италии, 843-855 король Среднего королевства)) был вынужден уступить Рорику большую часть Фризии, и сделал его своим крестным сыном.

     Версия №4 Мекленбургские генеалогии

    Существует народное предание о Рюрике и его братьях, записанное  в Северной Германии, у мекленбургских крестьян. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй — Сиваром Победоносным, третий — Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток.      После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Братья-ободриты разбудили в местном народе уснувшее мужество, возглавили войско и свергли угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество Сивар — Псковское Трувар — Белозерское.
 Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре.

    Версия №5 Рюрик и варяги – ободриты?

    В подкрепление мекленбургских генеалогий предлагались гипотезы, сближающие имя Рюрика с западнославянским названием сокола.
   Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург. Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис. Историк XIX века Гедеонов предположил, что Рюрик — это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов. В подтверждение Гедеонов ссылается на скандинавскую сагу Хаконе Добром из цикла «Круг Земной», где, по его мнению, венды названы соколами. Впоследствии, «Слово о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей — соколичами.
     Герб Рюриковичей некоторые исследователи  трактуют как схематическое изображение сокола, падающего на добычу. При этом другие видят в нём изображение скипетра, якоря, трезубца или вил.

    Версия №6 Иоакимовская летопись

    Иоакимовская летопись — летописный текст, названный  по имени Иоакима, первого новгородского епископа. Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии. Сын средней дочери славянского старейшины Гостомысла Умилы . Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов. Так появился Рюрик с двумя братьями в «Великом граде».

    Версия №7 Самое неизвестное.

    Существует и еще одна версия. Согласно ей, братья Рюрика Синеус и Трувор вообще не существовали, просто русские летописцы не поняли и исказили при переводе иностранный текст, повествовавший о приходе Рюрика на Русь со своим домом (сине-хус’ом) и верной дружиной (тру-вор’ом). Разделяющие эту точку зрения исследователи считают, что никакого приглашения от новгородских словен не было, а наоборот, конунг, правивший в Ладоге, воспользовался внутренними междоусобицами в городе и сам прибыл в Новгород. Одна из летописей сообщает в связи с этим о восстании недовольных Рюриком в городе во главе с Вадимом Храбрым, которое было подавлено. Вадим по этой версии был убит, его сторонники бежали на юг, в Киев. Туда же, согласно этому летописному рассказу, ушли и дружинники Рюрика по имени Аскольд и Дир, сумевшие захватить власть в Киеве около 866. Согласно этой версии, первоначально возникло два государства: северная и южная Русь, и в обоих во главе стояли варяги.
    

     Так или иначе, но управляя Новгородом, Рюрик распространил свое влияние на север и восток от города, присоединил к себе земли племен меря, весь, муром и тем расширил Новгородское княжество от Волхова до устья Оки. Умер он по одним данным в Новгороде, по другим — в Кореле (Кексгольм), по третьим сведениям — в походе, завещав управление новым государством и опекунство над сыном Игорем своему дальнему родственнику Олегу.

   Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда.
Кроме Игоря, у Рюрика, возможно, были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря —. Игорь и Акун
 
    Рюриковичами историки называют первую династию русских князей и царей. Фамилии у них не было, а название династия получила по имени ее легендарного основателя — новгородского князя Рюрика, умершего в 879 году.

    Династия Рюриковичей стояла во главе Русского государства свыше 700 лет. Рюриковичи правили Киевской Русью, а затем, когда она в XII веке распалась, -крупными и мелкими русскими княжествами.
   И после объединения всех русских земель вокруг Москвы во главе государства встали Великие князья московские из рода Рюриковичей. Потомки бывших удельных князей утратили свои владения и составили высший слой русской аристократии, однако титул «князь» они при этом сохранили.
    В 1547 году Великий князь московский принял титул «царя Всея Руси». Последним представителем династии Рюриковичей на русском престоле был царь Федор Иоаннович, умерший бездетным в 1598 году. Но это не значит, что на этом закончился и род Рюриковичей. Пресеклась лишь его самая младшая - московская - ветвь. А вот мужское потомство других Рюриковичей (бывших удельных князей) к тому времени приобрело уже и фамилии: Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгоруковы, Оболенские, Одоевские, Репнины, Шуйские, Щербатовы и другие.
   Всех Рюриковичей, которые правили Русью, запомнить очень сложно - их было слишком много. Но знать хотя бы самых известных необходимо. Среди Рюриковичей наиболее крупными государственными деятелями были Великие князья Владимир, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюб-ский, Всеволод Большое Гнездо, Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Василий III, царь Иван Грозный.